понедельник, 19 ноября 2012 г.

Горно-шахтный путь Муттенталь


Нет, это не Альпы и не та знаменитая долина Муттенталь, сражение в которой окончательно превратило имя Александра Суворова в легенду. Это совсем другая долина-тёзка в низкогорье долины реки Рур в пределах города Виттен под Бохумом.

Но эта долина очень хорошо известна среди немецких туристов, поскольку по ней проходит один из самых излюбленных маршрутов пешеходников и весь маршрут обставлен информационными щитами с изображениями, разъясняющими особенности того самого места, в котором находится посетитель. Всего 31 щит на девять с небольшим километров. Они рассказывают о том, как склоны долины буквально пропилены шахтными ходами, а шахта не одна, а несколько десятков. И добывали здесь уголь.

Сейчас - всё в истории, но для туристов придуман и открыт своего рода уникальный маршрут, на котором расположено несколько музеев, можно увидеть руины-башни старинного замка-крепости и прелестную долину Рура, привлекающую своей красотой в любое время года.

Мы уже не раз и не два проходили туристские маршруты, наполненные полноценным экскурсионным содержанием, но как выясняется, для такой комбинации туризма и экскурсий пока нет специального термина. Немцам, как представляется, это не нужно, поскольку руководитель туристских групп, как правило, не рассказывает о попутных достопримечательностях. Именно для немецких посетителей установлены стенды и каждый может лично ознакомиться с содержанием. Немецкие тур. группы преследуют как правило только две цели: бодренько пройти маршрут и оздоровиться, а по его завершению хорошенько посидеть в придорожном ресторане. Для наших людей этого недостаточно, а вынь и подай всю историю и достопримечательности проходимого маршрута, причём если руководитель станет рассказывать только то, что написано на придорожном щите, это вызовет некоторое разочарование и здоровый скепсис, суть которого в подозрении о малой информированности руководителя, и, следовательно, его деловой и научной компетенции...

Прикинув различные варианты, я остановился на новом термине "тур-экс", или просто "турэкс" что означает "туристкая экскурсия". С одной стороны, термин отвечает сути маршрута: это комбинация туризма с экскурсией. От туристского маршрут отличается более частыми (в меру) и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ паузами, но это и не экскурсия, поскольку протяжённость маршрута явно превосходит традиционную экскурсионную (примерно 3 км) и приближается к туристской (до 10 км). Это приводит к тому, что продолжительность маршрута возрастает на 1-2 часа и если обычный десятикилометровый маршрут в горно-лесной местности можно преодолеть за 3-4 часа, то в нашем случае время его преодоления возрастает до 6 часов, а это уже серьёзная заявка на специальный обеденный перерыв в замечательном по красоте оборудованном месте со всеми необходимыми удобствами. Турэкс - прогулочный туристко-экскурсионный маршрут.

Хорош термин и тем, что совершенно понятен любому европейцу, ведь слова "туризм" и "экскурсия" широко распространены в Европе... Так что будем приучаться понимать, о чём идёт речь, когда объявляется очередной ТУРЭКС...

Вернёмся в долину ручья Муттенбах. Маршрут был официально открыт в 1972 году и является одной из достопримечательностей Виттена и Рурского каменноугольного бассейна. Вдоль тропы располагаются свидетели практически полной истории местной горнодобывающей промышленности, насчитывающей уже более 450 лет. Посетители могут лзнакомиться с входами в шахты, увидеть первые угольные закопушки, рассмотреть выходящие на поверхность угольные слои, старые подъездные пути, вагонетки как для внешнего траспорта, так и для угольных штолен и многое другое. Повторяю, каждый остановочный пункт снабжен замечательно оформленным стендом.

Если говорить более конкретно, то это отрестарированная хтольня шахты "Нахтигаль" (Соловей) и музей при ней, доступные для посетителей, шахтёрский молитвенный дом ("Бетхаус"), руины замка Харденштайн, замок Штайнхаус, музей шахтного транспорта бывшей шахты Терезия. Окружающая природа превращает маршрут в тропу эстетического наслаждения.

Пешеходную часть маршрута можно начинать и заканчивать на железнодорожной станции Виттен. Два моста и паром соединяют долину Муттенталь с городом Виттен. Кстати, город имеет население, превышающее 100 тысяч жителей и является побратимом Курска. На самом маршруте имеется несколько стоянок для легковых автомобилей и гостиниц-ресторанов.

Привожу перечень всех официальных остановочных пунктов-достопримечательностей маршрута турэкс:

1. Посещаемая штольня шахты Нахтигаль и карьер Дюнкельберг
2. История каменноугольной промышленности региона
3. Восточная часть открытой разработки Фрилингхаус
5. Штольня Туртельтаубе
6. Шахтерский молитвенный дом
7. Отвал (террикон) шахты Германа
8. Строения шахты Констанц
9. Шахта Герман
10. Шахтный подъемник
11. Штольня Штеттин (Щецин)
12. Штольня-шахта Максим
13. Железная дорога долины Муттен
14. Штольня Фортуна
15. Отвал (террикон) шахты Юнона
16. Шахта Рената
17. Тройное дерево
18. Обелиск погибшим шахтёрам
19. Геологическая обзорная информация
20. Угольные пласты
21. Шахта Моисей с конным воротом
22. Шахта Вильгельм с конным воротом
23. Шахта Генрих с конным воротом
24. Западная часть открытой разработки Фрилингхаус
25. Шахта Орион
26. Штольня Райгер
27. Поле закопушек Картхёйзер Лох
28. Глубокая штольня святого Иоанна
29. Штольни межшахтных соединений
30. Послевоенные штольни
31. Шахта глубокого заложения Марта (Марфа)

Дополнительно на прилагаемой картосхеме обозначены:

А - замок Штайнхаус
B - шахта Маргарета (Маргарита)
С - руины замка-крепости Харденштайн
D - шахта Нахтигаль

Хотите совершить с нами бесплатный турэкс в долину Муттен? С профессиональным физико-географом (Харьковский геолого-географический факультет, красный университетский диплом, 1974 год) - нет проблем - обращайтесь по телефону в Дюссельдорфе 0211 879 36 22, Алексей Потупин. Очередной турэкс состоится 25 ноября (08 декабря) 2012 года.

06 (19) ноября 2012 года
Алексей Потупин, Дюссельдорф.

Назад, на главную страницу портала ПАЛОМНИК
Назад, на главную страницу сайта ДЮССЕЛЬДОРФ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
Назад, в блог ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЮССЕЛЬДОРФА

Комментариев нет:

Отправить комментарий